File-Portal

Карта Актру С Тропами Скачать

Рейтинг: 4.6/5.0 (234 проголосовавших)

Категория: Карты

Описание

Альплагерь Актру

Альплагерь Актру

Высокогорный альпинистский лагерь у ледника Актру на высоте 2150 м. Добраться можно частично на авто, частично пешком. В лагере есть все необходимое: жилье, баня, магазин, поисково-спасательный отряд МЧС Республики Алтай (спасатели имеют дальнюю радиосвязь и возможность вызова вертолета), аптека, инструктора и т.д.

Альплагерь в Актру - альпинистский лагерь в долине реки Актру, у подножия ледников Северо-Чуйского хребта на высоте 2150 м над уровнем моря. Основан в 1938 году, старейший на Алтае. Недалеко от альплагеря расположен реликтовый кедровый лес (возраст деревьев более 600 лет), множество водопадов, озер, уникальных растений. Именно здесь Вы почувствуете настоящие Большие горы. С ледниками (толщина льда до 200 метров), белоснежными вершинами (высотой выше 4 000 метров), альпийскими лугами.

Относительно хорошо развита инфраструктура: палаточный лагерь, домики, коттеджи, столовая, душ, баня, энергообеспечение (220 в), радиосвязь и сотовая связь "Би Лайн", учебные скалы (можно пройти курс альпинисткой подготовки), врач, аптека, магазин, на территории базируется лагерь МЧС, спортивная площадка для игры в волейбол. В летний период много туристов, может не оказаться свободных мест в домиках, учитывайте это, но можно поставить палатки.

До самого альплагеря возможно проехать только на подготовленном внедорожнике в летний сезон. На пути будет много бродов. Глубина бродов сильно зависит от времени суток. С утра броды имеют минимальную глубину и непредставляют сложностей. К вечеру воды становится напорядок больше и некоторые броды уже можно не проехать. Поэтому расчитывайте на заброску туда и возврат обратно в утренние часы!

На паркетнике можно доехать до "Перевалки", оставить машину там на охраняемой стоянки. От Перевалки до альплагеря 8 км, можно дойти пешком (3-5 часов туда и 2-3 часа обратно) или там же нанять Газ-66.

На простой пузотерки можно доехать до села Курай, оставить машину там и нанять авто местных жителей для заброски на альплагерь.

Как добраться

Все дороги в Горный Алтай идут через город Бийск, поэтому описание будет от этого города. Маршрут выглядит следующим образом:

Расстояние от Бийска примерно 539 км.

GPS-координаты: 50.083531, 87.778774

В Бийске после моста через Бию проезжаем прямо, никуда не сворачивая. За Бийском начнется историческая часть Чуйского тракта. Дорога — отличный асфальт, причем сразу за Бийском идет 4-х полосная дорога. Правда не долго, через 20 км станет обычная двухполосная, но по прежнему отличного качества. Примерно через 150 км после Бийска перед селом Усть-Сема будет развилка. Уходим по главной направо по трассе М-52 на Ташанту. Переезжаем через Катунь по новому мосту.

В Усть-Семе есть старый мост через Катунь, по которому так-же можно уйти направо в сторону Ташанты.

Поднимаемся на Семинский перевал. Хотя это самый высокий перевал на Чуйском тракте, технически он не сложный, спокойно можно преодолеть на любом автомобиле в любое время года. Покрытие на перевале, как и на всем Чуйском тракте — отличный асфальт.Через 80 км будет еще один перевал, один из красивейших и более сложнее чем Семинский — перевал Чике-Таман. Однако и его спокойно можно преодолеть на любом автомобиле в любое время года. За селом Купчегень трасса идет вдоль Катуни. Проезжаем село Иня, за ним место впадения Чуи в Катунь. Теперь Чуйский тракт будет идти вдоль реки Чуя. Проезжаем село Ак-Бом (Белый Бом) и село Чибит, через 7 км будет крупное село Акташ. Проезжаем Акташ и Курайскую степь.

На 826 километре Чуйского тракта, в Курайской степи заезжаем в село Курай и поворачиваем направо в сторону Кызыл-Таш.

Далее маршрут зависит от вашего автомобиля.

Если у вас городская малолитражка или дорогой седан:) оставляем машину в Курае у гостиницы, нанимаем УАЗик местных жителей до альплагеря.

На паркетнике или если авто не жалко можно доехать до перевалки, по пути будет пара небольших бродов через речки. На перевалки нанять уазик местных или дойти пешком до альплагеря (около 8 км).

Если у вас подготовленный внедорожник (Гелендваген AMG на низком профиле и в обвесе к ним не относится:) можно попробовать проехать прямо до альплагеря.

На пути будет много бродов. Глубина бродов сильно зависит от времени суток. С утра броды имеют минимальную глубину и не представляют сложностей. К вечеру воды становится на порядок больше и некоторые броды уже можно не проехать. Поэтому рассчитывайте на заброску туда и возврат обратно в утренние часы!

Теперь подробнее про первую часть маршрута: Курай — Перевалка. Проезжаем насковозь село Курай и заезжаем в Кызыл-Таш. В селе проезжаем по мосту через речку Кызылташ, после моста держим направление по накатанной дороге на лево. Едем все время прямо вдоль реки Чуя. Примерно через 5 км после Кызыл-Таш будет мост через Чую. нам на него. Этот мост единственный в округе, все дороги ведут к нему. Возле моста будет интересная достопримечательность — Каменная баба .

Вообще в степях, в частности в Курайской, как таковых дорог нет, есть просто направление. Бывает что расходятся несколько накатанных троп, но все они могут идти параллельно друг другу. Местные не заморачиваются и едут где поровней и как удобней.

Переезжаем мост через Чую и держимся направления на запад. Едем прямо по самой накатанной дороге. Проезжаем по гигантской ряби течения. Через 7 км после моста начнется полоса редкого леса, там течет речушка Тюте, пересекаем ее в брод, мостов нет. После брода продолжаем двигаться на юго-запад по самой накатанной колее. Через км 5 дорога пересечет искусственный оросительный канал, появятся редкие деревья. Еще через км 2 начнется хвойный лес и дорога выведет вас на Перевалку.

Вторая часть маршрута: Перевалка — альплагерь Актру. Если позволяет машина, а если нет, то пешком, идем к реке Актру. Раньше тут был старенький деревянный мост, пройти можно было не намочив ноги, но паводок 2014 года его смыл, поэтому только в брод. После брода идем вдоль реки Актру вверх по течению. Через 5 км будет граница морены ледника Актру. Лес кончится, начнется широкая долина реки Актру покрытая камнями различного размера. Еще через 3 км, справа (географически это левый берег) будет альплагерь Актру.

Скачать топографическую карту ггц лист M-45-068 масштаб 1:100000 (в 1 см — 1 км, километровка), файл .jpg 3,93 Мб: прямая ссылка для скачивания

карта актру с тропами скачать:

  • скачать
  • скачать
  • Другие статьи

    Гора Актру - восхождение, описание, маршруты, фото

    Находится в Республике Алтай, хребет Северо-Чуйские белки, ближайший поселок - Курай. Недалеко альплагерь Актру. Высота 4044 м. Возможные маршруты: 2А, 2Б, 3А, 4А.

    Ксения Суханова

    Инструктор. Второй разряд по альпинизму. Занимаюсь организацией путешествий, восхождений, спелеовыездов.

    Вершина Актру находится на территории Республики Алтай в массиве хребта Северо-Чуйские белки, Кош-Агачский район. Название Актру (или Актуру, Актура) переводится с алтайского как "белая стоянка", "белый дом". Со склона Актру берет начало ледник Большой Актру, из подножия которого вытекает река Актру и впадает в реку Чуя. Гора находится недалеко от альплагеря Актру .

    Маршруты восхождения

    На вершину Актру проложено несколько альпинистских маршрутов разных категорий сложности. 2А по западному гребню с ледника Актру левый, ледово-снежный маршрут. 2Б по южному склону, комбинированный маршрут. 3А по восточному гребню с ледника Актру левый, комбинированный маршрут. 4А по северо-восточной стене. комбинированный маршрут. 4А траверс Актру - Корумду, комбинированный маршрут. Основные маршруты на гору Актру

    Как добраться

    Ближайший крупный город - Горно-Алтайск. Ближайший населенный пункт - поселок Курай. Самолетом можно прилететь в город Новосибирск, далее пересесть на самолет до Горно-Алтайска. По железной дороге можно добраться до города Бийск. Оттуда на автотранспорте через Горно-Алтайск до поселка Курай. От Бийска до Горно-Алтайска ходят рейсовые автобусы. От Горно-Алтайска до Курая тоже ходят рейсовые автобусы, но ходят они редко, поэтому на автовокзале в Горно-Алтайске проще найти машину до поселка Курай. Машин, едущих в том направлении, как правило, хватает, и они выезжают по мере наполнения машины. Дорога до поселка Курай асфальтированная, расстояние 390 килосетров. Ехать около 8 часов. Это знаменитый Чуйский тракт, очень красивая дорога, проложенная через горные перевалы, проходящая по крутым берегам горных рек Катунь и Чуя. Поселок Курай очень маленький. Там есть пара магазинов. Из Курая вам нужно будет добраться до альплагеря Актру через Курайскую степь в ущелье реки Актру, дорога эта преодолима только на транспорте высокой проходимости. Нередко там застревают и полноприводные большие машины. Расстояние от Курая до альплагеря Актру около 30-ти километров. Карта дорог В альплагере Актру можно поселиться в домике. Сходить на вершину Актру можно прямо из альплагеря, но это будет долго и сложно. Чаще на вершину совершают восхождение из лагеря на Голубом озере, который находится в нескольких километрах выше альплагеря у ледника Большой Актру левый. Карта подхода

    Инфраструктура

    В долине реки Актру находится альплагерь Актру (высота 2150 метров). Ежегодно там устраивают альпинистские сборы самые разные федерации альпинизма и прочие организации. На территории альплагеря Актру построено много домиков, есть столовая, неподалеку от лагеря базируется поисково-спасательный отряд МЧС. На территории альплагеря ловит сотовый оператор Билайн. В домиках есть электричество, свет, печное отопление. Альплагерь Актру Выше, на верхних стоянках у Голубого озера есть еще один небольшой домик. Он почти всегда занят, чаще всего там стоят в палаточных лагерях. От альплагеря Актру до Голубого озера 5 километров по тропе. Дойти туда не сложно, в зависимости от тяжести рюкзаков и подготовки этот переход может занять несколько часов. На Голубом озере В ущелье есть несколько площадок, оборудованных для скальных занятий, пробиты и оборудованы шлямбурами скалолазные трассы.

    Сезонность

    Восхождения на вершину Актру можно совершать круглый год. Лучшее время для восхождение июль-август. Часто на вершину Актру ходят в мае и ноябре в рамках майских и ноябрьских сборов. В это время года на маршрутах может быть много снега и сохраняется лавинная опасность при обильных снегопадах накануне.

    Предварительная подготовка

    Для успешного восхождения необходима предварительная физическая подготовка, как и для любого выезда в горы. Высота не слишком большая, но пара дней на акклиматизацию никогда не помешает. Если вы еще ни разу не были на высоте больше 3000 метров, будет полезным накануне прогуляться вверх, набрать высоту, затем сбросить ее, переночевать, а наутро уже штурмовать вершину.

    Достопримечательности района Курайская степь

    Курайская степь - это равнина на высоте 1500-1600 метров над уровнем моря. Она находится между двумя хребтами: Северо-Чуйские Белки и Курайский хребет. По степи протекает река Чуя, дорога в альплагерь ведет по мосту через Чую. Поселок Курай находится в Кйрайской степи. На этой территории множество археологических памятников, писаниц, каменных баб, древних курганов. Если у вас будет время, можно проехать по дорогам степи в разные стороны, или прогуляться пешком. Курайская степь

    Чуйский тракт

    Чуйский тракт - это федеральная трасса, ведущая в Монголию через горный перевал высотой более 2000 метров. Протяженность магистрали около 1000 километров. Наиболее интересна та часть дороги, которая проходит по горной местности, от Горно-Алтайска до границы с Монголией. На пути вы преодолеете два перевала: Семинский и Чике-Таман. Нынешняя асфальтовая дорога находится на месте древней дороги, которую использовали торговцы и путники, чтобы попасть в Азию. Некоторые участки дороги проходят по крутым берегам реки Чуи и Катуни, во многих местах видно, что дорога была вырезана в скалах. Чуйский тракт

    Слияние Чуи и Катуни

    Слияние двух очень важный для республики Алтай рек находится на 712 километре Чуйского тракт, в 11 километрах от поселка Иня. Смотровая площадка расположена в нескольких метрах от дороги, здесь стоит беседка. по тропам можно прогуляться чуть дальше, чтобы получше увидеть слияние двух рек. В это месте видно как воды ярко-бирюзовой Катуни смешиваются с коричневатыми водами Чуи. Издавна это место почиталось как место силы. Слияние Чуи и Катуни

    Курайская степь, Актру, Алтай 2014, Daily notes

    Курайская степь, Актру | Алтай 2014

    Про первую часть нашей поездки на Горный Алтай можно прочитать здесь: Алтай 2014 часть 1: юг Телецкого озера .

    Итак, на пятый день мы проехали Акташ и выдвинулись в сторону Актру. где у нас планировался поход к Голубому озеру и ледникам — Большому и Малому Актру.

    Карта для тех, кто не знает, как доехать до Актру

    Если вы внимательно посмотрите на карту, то увидите, что за мостом через Чую появляется огромное количество проселочных дорог. Вы можете двигаться по большей части из них, потому что в итоге они все сходятся в одну. Главное – соблюдайте нужное направление.

    Маршрут на карте заканчивается пунктом «Перевалка» — местом, где большинство людей оставляет машину и дальше либо идет пешком, либо нанимает шишигу/УАЗ/Зил, потому что в сторону альплагеря начинается совершенно невообразимая дорога.

    Возвращаясь к нашей поездке

    Сонные и уставшие, примерно за час добираемся от Курая до перевалки, кушаем и устраиваем совместное чаепитие. Здесь же часть людей снимает домики.

    Убедившись, что погода отличная, утром решаем выдвигаться в сторону Актру: один экипаж решает ехать на своей машине, остальные от такого удовольствия отказываются и договариваются о шишиге, которая утром повезет нас в альплагерь.

    Сколько стоит шишига (она же ГАЗ 66)/Зил до альплагеря Актру:

    Шишига стоит 4-5 тысяч рублей в одну сторону, в зависимости от того, когда вас нужно будет забирать — в тот же день (4 тысячи) или на следующий (5 тысяч). В одну машину помещается около 10 человек, дорога занимает полтора часа.

    Утро. В конце концов, семейный Паджерик от похода в горы отказывается и выдвигается в сторону дома. Ромка с Олей и Даничем готовятся ехать в альплагерь на своём Паджеро, а для всех остальных в 8:30 подают карету шишигу ??

    Долина реки Актру

    Шишига, кстати, оказалась очень даже ничего — кожаные подобия диванчиков (сидушки наподобие тех, что раньше стояли в муниципальных поликлиниках, только со спинками), кухонный уголок с раковиной и звоночек водителю. Но очень не хватает ремней безопасности: у нас в кабине был прецедент с полетом пассажира из одного конца кабины в прямо противоположный.

    После того как нас высадили в альплагере, мы уже самостоятельно направились к ледникам Актру. Не уверена насчет остальных участников похода, но для нас с Вовой это был первый подъем так высоко в горы (да, для меня высота в 3000 км и ледник за спиной в диковинку). Мне безумно понравилось, несмотря на то, что подниматься было достаточно тяжело (спасибо Сергею из экипажа Ниссан X-Trail за перчатки, без них было бы совсем тяжко).

    Из снаряжения у нас было… ничего. Только вышеупомянутые перчатки, чтобы было удобнее хвататься за камни при подъеме, и удобная обувь, т.е. кросовки. Из-за отсутствия снаряжения мы дошли только до Большого Актру, дальше не рискнули.

    Но и этого хватило, чтобы понять, что горы это — это что-то невероятное. Я надеюсь, что Актру будет не единственным подобным местом, где я побываю в своей жизни.

    Вова на фоне Правого Большого Актру

    Рядом с Левым Большим Актру стало резко холодно и ветрено, поэтому мы надели на себя всю одежду, которую несли с собой.

    … и очень удивились, когда увидели на леднике раздетого до трусов мужчину.

    Для сравнения фотография того, как был одет Вовик. И ему было не жарко.

    Поднявшись наверх, мы первым делом пообедали, потому что дорога до ледников заняла у нас около 3 часов (за которые мы успели знатно проголодаться).

    Спустившись обратно в альплагерь, мы увидели Ромкин Паджеро (в целости и сохранности — дорогу до альплагеря Актру они преодолели на своей машине успешно). По словам очевидцев, Ромка, Оля и Данил ушли на перевал Учитель, но т.к. нас уже ждала шишига для возвращения на перевалку, мы их не дождались и поехали.

    Когда мы уже спустились обратно, Олька написала, что они остаются в альплагере ещё на один день, чтобы сходить на Голубое озеро.

    В связи со сложившимися обстоятельствами, мы решаем не ждать, пока Ромка с Олькой спустятся, и постепенно выдвигаться в сторону дома. На 7-ой день решили особо далеко не уезжать и переночевать на Катуни, чтобы они смогли нас потом догнать.

    Просторы Курайской степи

    Примерно так выглядят броды по дороге к Актру, отмеченные на карте

    А в этом момент все задались вопросом, какого хрена они приехали сюда на внедорожниках.

    Ближе к вечеру нашли укромное место на берегу Катуни. Встав на вроде-как-свободной территории, мы уже даже не удивились тому, что около 9 вечера к нам подъехали местные, чтобы немного обобрать. Даже показали бумажку, что якобы это их территория. Вова взял бумажку, прочитал там название организации, на которую записан участок земли, и, не отдавая бумажку, попросил сказать, что это вообще за организация и чем занимается. Паренёк растерялся и сказал, что не знает эту контору.

    В любом случае, спорить и связываться мы с ними не стали, отдали им 500 рублей за 3 машины и после этого спокойно отдыхали, ели и спали.

    На 8 день сначала хотели ночевать в районе Чемала, но Вова завозмущался, что мы слишком непродуктивно едем и что, в общем-то, сегодня можно уже и до дома доехать. Поначалу все не восприняли это всерьез, но потом с Вовиным напором никто не совладал ?? Пришлось вплоть до 2-х ночи пилить до Новосибирска…

    Так и закончилась наша двухнедельная поездка по просторам Алтая… А где последний раз были вы? Может быть поделитесь интересными и труднодоступными местами, которые показались вам интересными? ??

    Если вам понравилась моя статья, пожалуйста, не поленитесь кликнуть любую кнопочку ниже, или кинуть ссылку на статью в свой блог или форум. Всегда рад ответить на ваши вопросы в комментариях. Спасибо ??

    Навигация по записям

    Долина Актру

    Долина Актру. Обзор популярных маршрутов.

    Не могу собраться, чтобы опубликовать эмоциональный текст. Так что "да поможет мне клавиатура родить сухой обзор маршрутов!", тем более, что волшебный пендель прилетел откуда не ждали - Света, если ты читаешь, привет! Поздно вечером в директ инсты пришло сообщение, которое начиналось со слов "Не нашла у тебя в блоге. " Господи! Кто-то читает меня, какой кошмар!
    Собственно, основываясь на вопросах, расскажу немного о тропах в районе Актру, которые известны большинству.
    По порядку. Очень часто встречаю путаницу в терминологии, поэтому приведу глоссарий, начнем с самой путанной буквы "А".
    Общее название Актру, Актуру, Актура - "белый дом". Кстати, у алтайцев (или тюрков) не очень много цветов: ак - белый, кара - черный, кызыл - красный. Вот и все, кончились! Большинство географических объектов, попавших в мой не очень широкий кругозор, названы соответственно их цвету. Невелик ассортимент!


    Актру - вершина, ущелье, долина, ледники.
    Большой Актру - ледник, название которого обусловлено его размерами - он большой, его сразу узнаете, когда он попадется на глаза. Если из альплагеря смотреть прямо на вершину Кара-Таш (ее тоже сразу заметите, она лучше всех видна из лагеря и считается визитной карточкой: кара - черный, таш - камень), то ледник будет справа. Сильно справа. Казаться будет маленьким, но это не так, ибо видно будет только кончик его "языка". Общая длина ледника около 8 км, так что не стоит поддаваться визуальному обману из-за пророрций.
    Малый Актру - ледник. Опять же примем за ориентир Кара-Таш. Малый Актру слева, не перепутать. Там даже виден ледопад. Во время сборов как раз на Малом Актру проходят ледовые занятия, где учат ходить в кошках, крутить ледобуры, лазить по ледопаду. Когда я участовала в таком мероприятии (в мае) было много снега, Кара-Таш был вообще не "кара", ледники были так густо "намазаны" белым, что голубой лед для кошек и ледобуров приходилось усердно добывать под сугробами.
    Актру - речка. Откуда начинается сами догадайтесь! Зимой и даже в мае из нее можно пить, но, как только ледник начинает активно таять, то вода мутнеет и пить из нее совсем не хочется. Рядом с рекой бежит питьевой ручей. Отличить большую реку от ручья труда не составит, особенно на территории лагеря - там все подписано.
    Актру-Баши - высочайшая вершина района - 4044,4 м. Самый простой маршрут на ее вершину - 2А. 2А - это точно не для людей без подготовки. О том, как мы сходили на в.Стажеров (тоже по двойке А) группой, в составе с человеком без специальных знаний, я расскажу потом;). Так что, если вы едете первый раз такие горы, что такое кошки, ледорубы, ледобуры, жумар, дюльфер и основные узлы не знаете - не стоит испытывать судьбу.
    С буквой "А" в нашем глоссарии пора заканчивать.

    Б!
    Бараньи лбы - форма рельефа. Скалы, сложенные из выступающих на поверхность коренных пород, сглаженные и отполированные движением ледника.
    Бергшрунд (это понятие знать не обязательно, просто слово смешное) — трещина в снежно-ледовом склоне, формирующаяся при отрыве тяжелой нижней части, движущейся вместе с ледником, от неподвижного снежно-фирнового склона в верхней части. Обычно располагается в начале ледника, либо на бортах ледника.


    В!
    Виа феррата - «дорога из железа»с итальянского. Участок маршрута, который оснащен приспособлениями для повышения скорости и безопасности перемещения: железные скобы, тросы, металлические пластины.


    Автомобильная часть маршрута

    Дорога в ущелье начинается с поворота на Курай. До него можно ехать на любой исправной машине. От Курая до "перевалки" доедет любой автомобиль, чья проходимость чуть выше, чем седан: грунтовая дорога, есть броды, но все проезжабельные, даже на легковом автомобиле, но при наличии опыта управления;). Самый сложный участок - подъем перед "перевалкой". Помним о погоде в горах и возможном дожде! Скользкой поверхность становится моментально. Самая интересная часть для любителей грязи - 8 (или 6) км от "перевалки" до альплагеря. Обычно оттуда предлагают заброску: на уазиках, на газиках, можно пешком. Если имеется опыт вождения по бездорожью и соответствующий автомобиль, то вам туда! Но, вспоминается ситуация, когда алтайцы на уазе-таблетке встали посреди болота, уперевшись задним колесом в пень. Покрытие: грунтовая дорога, местами камни, броды есть, грязи много, имеется болотина. В некоторых местах дороги расходятся, но все равно они соберутся в конечную точку маршрута. Можно выбирать по душе!

    Мы приехали в первой половине мая на сборы и поселились на нижней базе. На ней домики попроще, чем на верхней, есть место под палатки. Удобства на улице даже у новых корпусов. Там же на базе обитает ответственный за безопасность, у которого можно узнать обстановку на маршрутах (спросить у жителей лагеря, где искать).
    Верхняя база "Карандаш" выше (удивительно, почему так назвали, правда?), ближе к Кара-Ташу (помните, мы его брали за ориентир). Там все гораздо цивилизованнее - удобства уже теплые, корпуса новые и многоэтажные. Но и цены порядком выше, чем на нижней базе. Там можно взять снаряжении в прокат. Говорят, что у них сгорел склад, но я брала там ботинки на пробу, так что и обувь можно позаимствовать за неимением своей - 300 рублей/сутки, паспорт в залог, про остальное снаряжение надо уточнять. Если соберетесь идти на Купол трех озер, то уже надо бы иметь хотя бы одну пару кошек на группу и веревки для страховки, аренда была бы как раз кстати, не покупать же для одного раза снаряжение.
    Расскажу по своему опыту и опыту Миши, который жил там значительно больше меня. Я жила только в домике. В комнате нас было 12 по лавкам, так что говорить о свободе, тишине и отдыхе не могу. Все-таки альп.сборы - это мероприятие гитары и ледоруба, а не спальника и здорового цвета лица. Ровно год назад на таких же сборах, когда тоже Миша ездил, ребята жили в больших палатках с печками. Было довольно комфортно. Говорить о летнем периоде для палаток даже не стоит, уже даже снега нет, сугроб копать не надо, только спальник прихватите потеплее! В этом году после того, как сборы кончились, некоторые товарищи (не будем тыкать пальцем) еще оставались скитурить в районе и жили они выше нижней базы в обычной палатке, говорят, что это рай какой-то после нашей общей комнаты!

    Маршруты, которые в районе Актру на слуху у людей, далеких от альпинизма: Голубое озеро, пер.Учитель, Купол Трех озер, Зеленая гостиница, в.,Юбилейная. Думаю, что стоит сказать по паре слов о них.

    Голубое озеро, пер. Значкист, в.Юбилейная

    Озеро находится на высоте 2840 м в котловине за левой мореной ледника Левый Большой Актру. Выше мы с вами разобрали, где у нас ледник Большой Актру. Т.к. он расходится, как бы поглощая внутрь себя вершины (огибает), то несложно понять, где левый, где правый язык. Морена - обломки пород, принесенных за время течения ледника. На беглый неосведомленный взгляд - неоднородные камни разных размеров вперемежку с землей, глиной и еще какими-то обломками. Морена, сразу за которой Голубое озеро, легко читается, мимо не проскочить. Голубое озеро - это для маршрутов альпинистов всегда промежуточная точка. Даже за период наших небольших сборов на Голубом озере мы были дважды, дорога до него среди альпинистов называется не иначе, как "дуротопом", потому что ты идешь, никаких техничных участков не встречаешь, просто топаешь по тропе, либо тропишь по снегу. Чаще всего там разбивают лагерь и стартуют на маршрут уже оттуда, с Голубого озера начинается очень много категорийных маршрутов: Кызылташ и Стажеров, Актру, в.Юбилейная, множество троп к перевалам, с которых тоже по несколько троп на вершины. Прикладываю фотокарточку, голубое озеро за моей правой рукой, на заднем фоне палатки, с левой руки - тропа. Запомните направление тропы - оно такое же в любой сезон.

    До самого голубого озера несложный маршрут: 2,5 - 3 часа в режиме пенсионера и вы там. Из альп.лагеря по левому берегу р. Актру, дальше по не очень приятному на вид осыпному склону г. Кызылташ (она будет по правую сторону всегда от вас) до Бараньих лбов. Бараньи лбы - самая сложная часть пути, на мой взгляд, это две большие круглые скалы. Лезть прямо на них не придет даже в голову, справа от них смотрим кулуар и уверенно идем вверх. Кулуар - ложбина, образовавшаяся в результате потока воды/снега. После преодоления кулуара будет достаточно пологая открытая часть с большим камнем, с которого получаются хорошие фотокарточки (при наличии прямых рук, разумеется).

    После этой части будет хорошо виден ледник и морена, за которой озеро. Можно идти по леднику, чего бы я крайне не советовала, он не такой уж и приветливый, как кажется. Поэтому лучше немного побуксовать по морене. Перевалили через морену? Вот оно! (Фотокарточку бессовестно взяла в гугле, очень уж хорошо там видно летнюю тропу).
    А рядом - узнаваемый желтенький домик ученых, занимающихся исследованиями ледников! Гляциологов! Эта "хижина" помогает группам пережить непогоду, которая в этих краях дело рядовое.

    Справа хорошо видно по сыпухе тропу. Она ведет на перевал Значкист, с которого открывается маршрут на в.Юбилейная. Если вы пришли и не умираете от усталости, да еще и погода ясная, то я бы посоветовала сходить на перевал, а оттуда до вершины, вид отличный! Пару слов - идете на перевал по тропе, на фото видно, что она огибает озеро справа (ни в коем случае не по леднику!), потом уходит влево и на перевал. надо выбирать наиболее стабильную поверхность и ставить ногу на всю стопу, а потом только нагружать. После того, как выбрались на перевал, то будет тропа направо - дорога на в.Юбилейная. С нее очень хороший вид на Курайскую степь и соседние вершины. Снега на самом верху и зимой нет, так что бояться не стоит. Вся вершина покрыта плоскими острыми камнями, лучше не спотыкаться. Приложу майское фото.

    Зеленая гостиница, Купол Трех озер

    Зеленая гостиница - промежуточная точка маршрутов, как и Голубое озеро.
    Наверное, я ошибочно отношу этот маршрут к маршрутам для новичков, потому что там все-таки есть ледник. Есть ледник, есть гляциологи! И домик! Домик располагается выше зеленой гостиницы правее от тропы.
    Путь до вершины Купол Трех озер лежит через Зеленую гостиницу, летом там хорошо (говорят). В нашем случае она выглядела так в успешный день восхождения (первое фото). И на второй, третьей фотокарточке вид Зеленой гостиницы с первой неудачной попытки восхождения, ибо погода была омерзительная. Ну и четвертая - опять нагло взятая чужая фотокарточка гостиницы летом.



    Идем от лагеря, держим курс на малый Актру, смотрим внимательно налево, как только взобрались на морену, так по левой стене должен быть кулуар, в который и нужно зайти. Вообще говорят, что без детального знания маршрута в кулуар лучше не идти, но у нас в отделении был Гриша, который уверял, что они летом с сыном были пару раз самоходами без специальных знаний! Движение идет по осыпной поверхности, нужно опасаться камней. Как только поднялись и увидели скобы в скалах - направление правильное! Безопаснее, конечно, идти со страховкой - пристегиваться карабином к металлическим тросам. После того, как виа-феррата пройдена, будет участок с небольшим уклоном с крупными камнями, а после - еще один "лобовик", и после него сразу - Зеленая гостиница.
    Могу сказать, что самая неприятная часть - резкий набор высоты, на небольшое по протяженности расстояние резко набирается почти км. Надо очень внимательно относиться к своему самочувствию на случай горной болезни. Ну и не забывать про камни! Камнепады - штука неприятная.
    На подходе к вершине ледник Водопадный, он достаточно безопасен, т.к. трещин в нем сложных нет. Но это все-таки лед. Лед - это скользко. Если идти без снаряжения (нет ледоруба или кошек) и произойдет падение на живот/спину/бок, то будет крайне неприятный набор скорости по леднику с дальнейшим выкатом на острые камни. Я бы не советовала идти в неустойчивой обуви.
    Высота вершины Купол трех озер - 3 556 м. Вид оттуда хороший. Хотя. Это тот случай, когда вершина может и не быть конечной целью, потому что по пути туда тоже очень живописно и захватывающе!

    Перевал категории 1А сложности (это категория сложности для перевалов или туристическая, у альп.маршрутов категории начинаются с 1Б), высота чуть больше 3000 м. Тропа на него начинается за, извините, туалетом на нижней базе. Перевал из разряда: вышел в магазин за хлебом, улетел в другую страну- пошел в туалет, сходил посмотреть степь с перевала. Перевал несложный, есть на него даже тропа без категории. По маршруту лучше сразу спросить обитателей лагеря, они покажут. Главное помнить - если вы ползете по большим скользким камням, значит это не ваша тропа!
    Вероятно, это самый оптимальный вариант посмотреть с высоты с минимальными затратами сил и энергии на Курайскую степь!

    1. Солнцезащитные очки. Обязательно. Солнце активное даже за облаками и получить ожог сетчатки очень просто.
    2. Солнцезащитный крем. 50 spf. Не стоит пытаться использовать горное солнце для приобретения загара и использовать только какое-нибудь масло- получится ожог.
    3. Обувь. Обувь должна быть с хорошим протектором и достаточно жесткой подошвой. Для прогулки без восхождений - трекинговые ботинки с фиксацией голени. Для восхождений - жесткие ботинки с хорошим носком и пяткой. Думаю, что люди, которые собрались на восхождение и имеют опыт не нуждаются в моих советах
    4. Одежда. Всегда с собой должна быть ветро- и влагозащитная одежда + теплые вещи. Не думайте, что если сейчас светит солнце, и жара, то и на высоте около 3000 м будет так же.
    5. Каска. Я бы советовала. конечно, защитить свою голову. Это все кажется смешным и нелепым, пока не прилетит камень. Если идете без защиты. тогда ухо востро!
    6. Всегда берите с собой достаточное количество еды. Перекусы должны быть легко доступны и под рукой. Не стоит недооценивать погоду и свои силы.
    7. Не стоит забывать о воде, пить надо много, особенно, если жарко.
    8. Помним основы техники движения по различным типам рельефа, есть одно правило для всех - верить своим ногам. А, чтобы им верить, надо на них крепко стоять. Если идем по камням, то выбираем наиболее удобный и стабильный для постановки ноги, если идем по сыпучей поверхности, то начинаем ставить ногу с пятки, как вниз по склону по глубокому снегу - такой же принцип. Страшно, конечно, но идем прямо, лицом в долину, и вдалбливаем свою пятку По леднику аккуратно, избегая трещин и падений. Лучше в кошках.
    В статье использованы фотографии авторов: Беляева Михаила, Екатерины Струковой, неизвестных авторов из интернета и мои. Продолжение темы: